Пора поднять налоговую культуру в налоговых органах

У налогоплательщиков и налоговых органов цель общая

2013 год в Казахстане оказался богатым на события в финансово-экономической жизни государства. Пенсионная реформа, повышение отдельных видов налогов, смена главы Национального Банка РК, отдельных министров Правительства РК, в том числе и министра финансов РК. Президент РК уже несколько раз выступал с личной критикой действий Правительства РК в части исполнения отдельных поручений, в том числе указывалось на недочеты в проведении государственной бюджетной политики. Эти события вызвали широкий резонанс в казахстанском обществе, так, например, активно обсуждались вопросы изменений, вносимых в Налоговый Кодекс РК, касающиеся повышения налоговых ставок по отдельным налогам. Внесение изменений в налоговое законодательство, безусловно, важный процесс, не единственный и не самый сложный. Гораздо более серьезной является задача воспитания налоговой культуры.

Первые шаги по объяснению налогоплательщикам Казахстана возложенных на них налоговым законодательством обязанностей, обсуждения норм налогового права предпринимались в Казахстане в конце 90-х годов. В 1997 году было создано ОО «Формирование налоговой культуры», в состав которого тогда входили отдельные сотрудники налоговых органов, представители крупных компаний, консалтинговых и юридических организаций.

Организовывались круглые столы и конференции, на которых обсуждались злободневные на тот момент вопросы, касающиеся проблем формирования у граждан и предприятий понимания того, что налоги нужно уплачивать в установленные сроки и в полном объеме. Обсуждались вопросы порядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов и платежей. И эта деятельность в конце 90-х годов дала свои позитивные результаты – большинство населения Казахстана стало понимать, что уплата налогов является их конституционной обязанностью. Основой воспитания у налогоплательщиков норм налоговой культуры является формирование у них понимания о добровольном и полном соблюдении налоговых законов.

Прошло более 15 лет с того времени, однако практически ни разу не поднимался вопрос о формировании налоговой культуры у второй стороны этого процесса – т.е. у государства. Сегодня очень много нареканий вызывает, как уровень профессиональной подготовки сотрудников налоговых органов, так и, в отдельных случаях, практическое отсутствие уважительного отношения к налогоплательщикам.

В этих условиях особую важность приобретает обеспечение высокого уровня информационно-разъяснительного обслуживания налогоплательщиков, доступности всей необходимой информации о налоговом законодательстве. Многое в работе налоговых органов зависит от того, какие отношения складываются между налоговым инспектором и налогоплательщиком. Работникам налоговых органов следует помнить, что налогоплательщик является партнером государства. Поскольку деньги налогоплательщика – это основной источник государственных доходов, которые в дальнейшем направляются на нужды страны, а, следовательно, и на нужды всех ее граждан. По-настоящему эффективными налоговые правоотношения могут быть только при уважительном отношении к проблемам налогоплательщиков. В настоящее время, из-за своей сложности и неоднозначности, налоговое законодательство далеко не всем понятно, поэтому налоговым органам следует уделять больше внимания доскональному разъяснению различных правовых актов. Ведь налогоплательщики заинтересованы в получении полной и объективной информации о налоговом законодательстве. Многие споры возникают только потому, что налогоплательщики понимают те или иные положения налогового законодательства не так, как налоговые органы.

Высокий уровень налоговой культуры предполагает комплекс мер по активизации пропаганды и разъяснения налогового законодательства, доведения до общественности достоверной информации о деятельности налоговых органов, повышения налоговой грамотности населения.

Теперь требуются еще большие усилия в этом направлении – разъяснения для налогоплательщика должны быть понятны, конкретны и практически применимы. Необходимо повысить качество обслуживания налогоплательщиков, добиться снижения количества письменных обращений граждан в налоговые органы по вопросам неудовлетворительной работы с ними, внести существенные коррективы в их работу, чтобы налогоплательщики могли видеть в налоговых органах службу, которая действует не только в интересах государства, но и каждого гражданина, работает во взаимодействии с ними. Только в этом случае возможны доверительные отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Большой вопрос вызывает уровень профессиональной подготовки работников налоговых органов. В настоящее время в структуре налоговых органов отсутствует система повышения профессионального уровня (квалификации) сотрудников налоговых органов. Зачастую налогоплательщик и налоговый инспектор «разговаривают на разных языках», ввиду отсутствия у налогового инспектора понимания проблем представителей бизнеса. Это часто приводит к нарушению «презумпции невиновности» налогоплательщика. Немало нареканий вызывает абсурдный по своей сути факт – низкий уровень знаний налогового законодательства у самих работников налоговых органов!!!

Достаточно остро встает вопрос о разработке конкретного плана мероприятий, с четкими задачами и сроками исполнения. Необходимо как можно полнее информировать налогоплательщиков о возможности предоставления различных видов услуг в налоговых органах. Оказание такой помощи обходится значительно дешевле, чем принудительные меры, не говоря уже о том, что применение ужесточительных мер вызывает негативное поведение налогоплательщиков, а это, в свою очередь, сказывается на результатах собираемости налогов и платежей.

К примеру, экономики развитых западных стран ориентированы на то, что налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы все налогоплательщики были знакомы с дальнейшим распределением средств, чтобы они хорошо знали, на какие цели расходуются уплаченные ими налоги, были осведомлены о порядке уплаты налогов и мерах ответственности за нарушение налогового законодательства. При этом начинают складываться нормальные взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками.

У налогоплательщиков и налоговых органов цель является общей – развитие налоговой культуры в стране, создание системы общественного контроля управления бюджетом и возможность влияния на государственную политику с целью дальнейшего совершенствования и улучшения налоговой сферы, и, соответственно, повышения уровня жизни в Казахстане.

Источник: Рател.kz



Оставьте свой комментарий

Навигатор по сайту
Яндекс.Метрика Подпишись на новости с сайта
Работа в сети
Работа в интернете
Платежные системы
Социальные сети
Приколы интернета
Социальные сети
Электронная почта
Поисковые ресурсы
Уроки начинающему
Связь
Казахтелеком
Мобильная связь
Новости связи
Провайдеры и хостинг
Монополия Мегалайн
Интернет от Билайн
Скорость интернета
Хостинг для сайтов
Компьютеры
Защита компьютера
Компьютерные новинки
Современные флешки
Беспроводной wi-fi
Диски DVD
Энергия
Экономим энергию
Аккумуляторы и батарейки
Бытовая техника
Новинки техники
Роботы в быту
Выбираем телевизор
Обсуждаем утюги
Стиральная машина
Все о фотоаппарате
Встречаем холодильник
Видеонаблюдение
GPS навигация
Программы
Полезные программы
Программы microsoft
Скрипт php для сайтов
Высокие технологии
Информационные технологии
Нанотехнологии
Высокие технологии
Познавательно
Государство и общество
Обсуждаем чиновников
Частное мнение
Налоги и платежи
Правила дорожного движения
Авторские права
Разное
Инструмент для ремонта
Советы по ремонту